СТАТЬИ_1
Фоторама
заметки

freedom1

Регистрация
 
Список пользователей Пользователей : 279

пользователи 5 последние пользователи:
ganciaraCenryKM   ElisseclidoQL   abubElibupsHG   JoypeemarryZP   TodaMagmaEW   

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


  Сейчас online:
  Гостей online: 5

Всего визитов Всего визитов: 16279  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 7

23/08/2013 @ 04:51


Инфоблок
Монастыри - Михайлова пустынь.

Пустынь в цвету

Автор статьи:

Фотограф:

Есть на свете особые места, привлекающие людей с духовной жаждой. Они разбросаны по всей земле и светят, точно маяки, сквозь суетность и рутину зыбкого материального мира. В этих местах поселялись, по духовному наитию, монахи и отшельники, здесь основывались пустыни, строились храмы и монастыри, начинали бить чудодейственные источники. В этих местах люди часто получают ответы на главные вопросы, соединяются с творцом, исцеляются, избавляются от душевной боли – или просто отдыхают, освобождаются от напряжения повседневной гонки, набираются сил. Одно из таких мест, найденное нами, находится в адыгее и называется свято-михайловой пустынью.

 

текст Наталия Малюченко

СВЯТО-МИХАЙЛОВ МОНАСТЫРЬ
В предгорьях Кавказских гор, в 60 км от Майкопа, расположена одна из древних православных святынь – Свято-Михайло-Афонская-Закубанская мужская общежительная пустынь, или, проще, Свято-Михайлов монастырь. Он находится неподалеку от станицы Хаджок, в маленьком поселке Победа.
Мы прибыли сюда в декабрьский день, больше напоминающий март на знаменитой картине Левитана. Ярко-синее тугое небо над головой, под ногами – островки рыхлого весеннего снега, воздух влажный и свежий. Солнце обливает белые стены, купол и колокольню немногочисленных пока монастырских построек.
По-видимому, это святое место никогда
не пустовало. Как свидетельствует книга здешнего историка и летописца монаха Прокопия (Михаила Леонова), в горных ущельях вблизи монастыря много дольменов и менгиров. На вершинах соседних гор попадаются и древние святилища, где «антропоморфные и зооморфные изваяния из многотонных каменных глыб соседствуют с петроглифами, геометрическими рисунками и целыми «картинными галереями» эпох мезолита и энеолита».
Обитель расположена на горном плато высотой 907 метров над уровнем моря. Открывающийся отсюда вид прекрасен – можно представить, каково здесь летом или ранней осенью, когда густая листва покрывает горные склоны.
Здешний климат без преувеличения можно назвать райским – легкое, нежаркое лето, мягкая зима, защищенность от бурь и ветров, свежий, насыщенный кислородом воздух. Говорят, что пульс у местных жителей не превышает 50 ударов в минуту.

ИСТОРИЯ
История монастыря уходит корнями во времена докрещенской Руси, когда Византия играла активную роль в духовной и политической жизни Северного Кавказа и?Крыма. В течение нескольких веков греческие, грузинские, а затем и русские монахи проповедовали и укрепляли православную веру среди адыгского населения. Существует предположение, что еще до крещения Руси афонские праведники, гонимые иконоборческим течением, спасались в горах Кавказа. Здесь, в благодатном и изобильном климате, они находили пищу и кров. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в?окрестностях монастыря – керамика, железные кресты греческого типа, а также крестообразные фундаменты церквей, относящиеся к раннему Средневековью.
Глубоко в земле под ныне существующей обителью покоится одно из средневековых убежищ византийцев?– пещерный монастырь. Его протяженность – около 3 км, и во всех направлениях от него тянутся длинные подземные галереи. Возможно, подземелье до сих пор хранит монашеские кельи, хранилища святых мощей, мастерские и греческую библиотеку. Предполагается, что монастырь просуществовал до 14–15 веков, пока татаро-монголы не оборвали связь с Византией.
История, связанная непосредственно со Свято-Михайловой пустынью, берет начало в 1864 году, сразу после окончания Кавказской войны. Монастырь знаменит тем, что является одной из четырех обителей, созданных выходцами со святой горы Афон несколькими монахами-отшельниками, поселившимися в пещерах под горой Физиабго. Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Мартирий, посвятивший 32 года своей жизни основанию и благоустроению обители.
За несколько десятилетий монастырь укрепился и?разросся: во время своего расцвета он имел 7 престолов и 33 здания жилого и хозяйственного назначения. Для многочисленных посетителей были открыты 3 церкви. Храм Преображения Господня на вершине горы Фавор (Физиабго) привлекал к себе особое внимание богомольцев: он был выстроен из белого камня, и колокольный звон его растекался на десятки километров вокруг. Паломники шли в поднебесный храм из Ставрополя и Ростова, Екатеринодара и Майкопа. Вся обитель утопала в зелени и цветах: красота природы переплеталась с рукотворной красотой, напоминая паломникам и братии о небесном Царствии.
Первая братия монахов-исихастов принесла с собой частицу афонской святости. Словом «исихия» обозначается в православной мистике состояние внутреннего покоя и безмолвия, которое достигается с помощью духовных упражнений и «умной молитвы». В Свято-Михайловой обители изначально сложился институт старчества. Старцы принимали молодых послушников под свою круглосуточную опеку: без благословения старца нельзя было совершать никаких самостоятельных действий; послушник должен был исповедоваться ему в каждом помысле и душевном движении. Старцы обучали послушников Иисусовой молитве – основе духовной практики исихастов. Обитель славилась прозорливыми и разумными старцами. Паломники и местные жители приходили сюда за наставлениями и советами и всегда получали духовную помощь, исцеление и поддержку. В дни великого поста обитель принимала у себя до 5 тысяч человек.
Этот период расцвета Свято-Михайловой пустыни продолжался вплоть до поворотных событий 1917 года, начиная с которых монастырь пережил все ужасы гонений на Православную Церковь и братоубийственной Гражданской войны. В течение этого периода обитель была неоднократно разграблена, братия потеряла большую часть монахов. В 1928 году Михайловская пустынь была  закрыта, а последние монахи выдворены за его пределы в 24 часа.
В годы Великой Отечественной войны бывший монастырь оккупировала зенитная батарея немцев, которые «пристреливали» свои орудия, направляя их на оставшиеся церкви. Так погиб Храм Вознесения Господня на?горе Фавор.
Какое-то время в обители размещался госпиталь для выздоравливающих инвалидов, а после войны там обосновалась колония для малолетних преступников. В?мае 1972 года то, что осталось от монастырских угодий, было передано краевому совету по туризму и экскурсиям,
и вскоре здесь возникла турбаза «Романтика», с которой возрожденный в 90-х монастырь сосуществовал несколько лет. Лишь в 2003 году Свято-Михайлов монастырь окончательно воцарился на своих исконных землях.
Из 33 построек неразрушенным остался только Троицкий храм. Но верующими людьми замечено, что если в монастыре остается храм во имя Святой Троицы, то?восстановление идет очень быстро.
Монахи говорят: чтобы прошлое, настоящее и будущее сошлись в одном пространстве, чтобы вновь возник здесь «рай на земле», необходимо восстановить все, что было разрушено.


МОНАШЕСКОЕ ЖИТЬЕ
Нынешняя братия в житье и службе придерживается Афонского устава.
Сейчас в монастыре подвизаются 23 монаха, во главе с игуменом отцом Герасимом. Кроме монашествующих и послушников в обители живут еще и так называемые трудники – люди, которые не принадлежат братии, а?приезжают на определенный срок поработать во славу Божию. Считается, что такая работа очищает душу от?грехов и настраивает ее на спасение. Но жизнь здесь для всех одинаковая – исповедь, причастие, молитвы и?праведный труд.
Монахи встают в 6 часов утра, чтобы прочесть специальные молитвы – «утреннее правило». Кроме утренней и вечерней службы, с 5 до 6 вечера совершается монашеское правило – небольшая служба, вечером?– вечерняя служба и повечерие. В среду, пятницу, субботу и воскресенье служится еще и Божественная Литургия. В воскресенье – большая воскресная служба как напоминание о Воскресении Христа.
На протяжении дня трудники заняты физической работой, монахи же отправляют службы и исполняют разные послушания по хозяйству. Трапезничать садятся все вместе. Спать ложатся в 11 часов.
Часто в обитель приезжают паломники – верующие, которые хотят посетить здешние святыни, причаститься, искупаться в священном источнике Пантелеймона. Можно приехать и без всякой цели, просто подышать здешним воздухом: двери монастыря всегда открыты для мирных людей. Вода в источнике не просто целебная, а?чудодейственная. Нынешние монахи Свято-Михайловой пустыни верят, что первые афонские праведники принесли с собой камни, обагренные кровью великомученика Пантелеймона. Они возложили камни на горе, горячо помолились – и в тот же час из них,
на высоте половины горного склона, забил божественный источник.
И он до сих пор являет чудеса исцеления. Монахи говорят, что стоит лишь троекратно окунуться в купели?– и?бесследно исчезает простуда. Да и не только простуда: бывает, что болящего несут к источнику, а обратно
он идет самостоятельно. Ежедневно к святой воде приходят и приезжают местные жители, паломники и туристы. Независимо от вероисповедания, чудодейственный источник Пантелеймона помогает всем.
А для тех, кто хочет услышать голос Бога внутри своей души, считают жители монастыря, лучше взойти на рассвете на гору Преображения. На этой горе Бог коснется человека пальцем, и душа его наполнится благодатью, станет чистой, как в раю до грехопадения.


ДУХОВНЫЙ ПУТЬ
Чего же ищут в обители нынешние иноки и монахи?– современные люди, зачастую имеющие не одно высшее образование?
На этот вопрос нам постарался доходчиво ответить летописец отец Прокопий.
– Считается, что сюда не приходят – Бог призывает. Раньше говорили, что в монастырь можно прийти по трем причинам: от большой любви к Богу, от осознания своей греховности, или оттого, что Господь загоняет бичом. Бич?– это, как правило, крушение привычного образа жизни. Человек терпит крах, начинает размышлять, и?вдруг перед ним приоткрываются духовные небеса, и?сквозь них проглядывает другой мир. А что такое крах? От кого-то уходит любимая девушка. Кто-то неудачно падает. У?кого-то умирает жена.
Меня привел в веру поиск ответов на главные вопросы: кто такой человек и зачем он сюда пришел. Бабушка была моим первым проводником в православие. Но?после третьего класса я все забыл, перестал молиться, жил обычной трехмерной жизнью, только что в партию не?вступил. Но когда я учился в институте, эти вопросы встали передо мной в полный рост. Псевдоистины, которые предлагались моими сверстниками и обществом, меня не устраивали. Я искал и в восточных философиях, но удовлетворен не был. Но вот что я заметил: за каждый совершенный мною грех происходит очень скорая расплата. Когда я стал прослеживать эту причинно-следственную связь, она меня привела прямиком в церковь, к исповеди и причастию. Скоро я понял, что несколько часов в день у меня уходит на молитву, и это главное, а все остальное время как будто утекает даром. И вот по благословению старца я ушел в монастырь, и не жалею об этом.
Монастырь создан для того, чтобы человека спасти.
А спасение – в обожении души: когда фронтальный человек умирает, внутренний человек остается в вечности. Монахи обычно спасаются скорбями и болезнями. Когда послушник только приходит в монастырь, он получает благодать Божью как бы авансом: неприятности настигают его потом. Когда же Господь видит, что человек начал подвизаться, молиться, менять образ мыслей, Он эту благодать отнимает. Теперь спасающийся должен сам, своими духовными трудами, эту благодать вернуть и умножить. Если человек пошел за Богом лукаво, он разочаровывается, чувствует себя обманутым, начинает сомневаться и?роптать, что Господь отнял у него сладкую пилюлю. Люди порой уходят из монастыря, даже женятся; это происходит в том случае, когда низшая человеческая природа не отработана, а?высшего разума еще нет. Сейчас говорят о?том, что человек может спастись и в миру, что спасаться в паре легче. Монашество – путь далеко не для всех: много званых, да мало избранных. Монаха подстерегают на пути и другие опасности, называемые «духовной прелестью». Подвижники древности молились, чтобы Господь
не давал им особых способностей, чтобы не прельститься. Только в?конце пути человек получает настоящее чувство любви, дары, прозорливость. Человек должен пройти долгий путь в православии – десять, двадцать, тридцать лет, чтобы получить настоящую благодать.

Новейшая история Свято-Михайлова монастыря только началась. Предполагается, что монашествующих со временем наберется несколько сот, а Казачья лавра станет оплотом православия. «Михайловский монастырь ныне, ?– пишет в своем труде отец Прокопий, – это нацеленная стрела: вся полностью устремлена в будущее».
Но необязательно становиться монахом, чтобы почувствовать благодать святого места. Достаточно просто сюда приехать, постоять под белыми стенами, побродить по живописным окрестностям – и, кстати, закусить во славу Божью в монастрыской блинной. Говорят, блины здесь пекут очень вкусные.

 



Страница просмотрена 420 раз


Версия для печати Версия для печати   Убрать боковые блоки


За суетой мирской не замечаем важного...

«Если бы не было искушений,никто бы не получил Царства Небесного» 

(прп. Антоний Великий).



   "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется"   Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 9)
^ Наверх ^